Книга Артоболевской «Первая встреча с Музыкой»


Книга №1 для начинающего пианиста —
Артоболевская «Первая встреча с Музыкой».
С этой книги мы начинаем оцифровку произведений для Музыкальных школ.

Статья посвящается Ольге Вадимовне Васильевой.
Лучшему учителю музыки Школы искусств №10 в Братеево.


30 Марта 2017 г. я закончил оцифровку нот из Сборника Артоболевской «Первая встреча с Музыкой» послушать и скачать ноты можно ► здесь ◄.
Посмотреть Видео-уроки ► YouTube
До сих пор ничего лучшего для детского музыкального образования в нашей стране не создано. Первое издание вышло в 1985 году, книга выдержала 6 переизданий. Артоболевской уже было 80 лет. В ответ на множество благодарных отзывов от читателей она решила подготовить еще одну книгу — «Хрестоматию маленького пианиста». И будучи тяжело больным человеком, с помощью своих учеников успела её издать. Обязательно постараюсь оцифровать эту книгу!
Т.е. работы Артоболевской являются плодом всей жизни и колоссального опыта преподавания в Центральной музыкальной школе (ЦМШ) при Московской консерватории и Музыкальной школе им. Гнесиных. Последовательность изучения произведений безукоризненно выверена и учитывает развитие маленьких пианистов. Артоболевская, скромно указывает, что ее репертуар не догма и каждый педагог должен самостоятельно подбирать для своих учеников пьесы. Но очень желательно учесть тот смысл уроков, который Вы найдете в главе «Краткие пояснения к пьесам и упражнениям».

Педагогическая наследственность Артоболевской превосходна:
Антон Рубинштейн ► Феликс Блуменфельд ► Фрида Давыдовна Тейтельбаум-Левинсон (детский период), Владимир Пухальский, Мария Вениаминовна Юдина (консерватория) ► Анна Даниловна Артоболевская.

В этой цепочке — Учитель ► Ученик мало известно, только о Ф. Д. Тейтельбаум-Левинсон. Остальные чрезвычайно известны. Юдина вошла в сборник «100 великих женщин», обязательно почитайте историю о Юдиной и Сталине ► здесь ◄. О Рубинштейне и Блуменфельде написано множество книг и воспоминаний.

Антон Рубинштейн

Феликс Блуменфельд

Владимир Пухальский

Мария Вениаминовна Юдина

Генрих Густавович Нейгауз

Анна Артоболевская

Лестные отзывы о работе Артоболевской с детьми оставили: Д.Д. Шостакович, Г.Г. Нейгауз (племянник Ф. Блуменфельда) учитель Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера.

Итак, можно сказать, что обучаясь по 2-ум Сборникам Артоболевской «Первая встреча с Музыкой» и «Хрестоматия маленького пианиста» можно забыть о существовании других Нотных сборников.

Основные положения этой замечательной книги:

  1. Учить музыке нужно с 4 — 5 лет
  2. Заниматься нужно ежедневно
  3. Сначала развитие слуха, потом постановка рук, затем ноты
  4. Начиная изучение пьесы нужно придумать для нее историю или стишок, нарисовать картинку
  5. Создание непринуждённой игровой атмосферы. Артистичное ведение урока, описание музыкальных образов, сочинение стихов «на лету». Вовлечение детей и родителей в процесс урока
  6. Дети гораздо успешнее двигаются вперед на трудном материале, если он их эмоционально затронул, чем с легким, но скучным для них
  7. Нет надобности доводить исполнение пьесы до совершенства в ущерб разучиванию нового материала. Мастерство придет со временем само
  8. Повторение пройденного обязательно
  9. Обязательны публичные выступления

Всего в Сборнике 46 произведений и это в первый же год обучения. Сравните — 9 учебных месяцев * на 4 недели = 36 вещей при условии одно произведение в неделю! Конечно, не всем ученикам подходят все пьесы. К примеру, «Ласковая просьба» Свиридова может показаться мальчишкам слишком скучной, и педагог разумеется не станет мучить ребенка и предложит более веселое произведение. Допустим, что половина произведений «не подошла», тогда остается выучить 23 пьесы за 36 недель! Все равно не реально.

В комментариях к упражнениям ясно сказано, что «Менуэт» Баха, «Первая утрата» Шумана, «Золотые Рыбки» Щедрина относятся именно к Первому году обучения!
Я не видел ни одного ребенка в нашей Школе искусств №10 способного освоить упомянутые произведения в 1-ом классе. Хотя среди них многие имеют родителей Музыкантов. А 2 мальчика играют, по моим скромным понятиям, просто великолепно.

Как же так почему?

Дальнейшее изложение — есть плод моих личных фантазий. Читать не обязательно 🙂

Артоболевская преподавала в ЦМШ — это элитное музыкальное заведение и учились там в основном продолжатели музыкальных династий и отпрыски Советской элиты, высоких чиновников, генералов… Артоболевская упоминает, что родители не всегда имели музыкальное образование, 3 летних месяца ученики не прикасались к инструменту. Я предполагаю, что она чуть лукавит. Родительский контингент может и не занимался с детьми, но няньки, домработницы, частные учителя, безусловно были. Снять на лето дачу с инструментом, так же не проблема.

Сольфеджио раньше преподавали, начиная с музыкального училища. ► здесь свидетельство ◄. Таким образом время, потраченное на уроке и выполнение домашних работ, переносилось на специальность (фортепиано). Был ли Хор в ЦМШ обязательным я не знаю, но то что на него не ходят многие способные ученики сейчас — это факт. Не тратят время на хор и родственники педагогов. Сольфеджио и Хор призваны в первую очередь развивать слух. А что сейчас? На Сольфеджио учат главным образом ненавидеть музыку, школу и в особенности Композиторов. Вместо прослушивания прекрасной музыки деток заставляют выполнять сложные письменные работы. Учебные пособия написаны таким чудовищным, казенным языком, что и взрослого человека бросает в дрожь. А ведь первоклашки не все умеют читать и писать!
Извините, но наболело! Лично я сторонник отмены ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ уроков Сольфеджио. Кто хочет, пожалуйста, пусть занимается. Известно, что лишь 5 — 10% выпускников музыкальных школ продолжают учебу в муз. училищах. Их и терзайте. А калечить психику остальным 90% вовсе не обязательно. Мой сын мечтает отправится в путешествие во времени и перебить всех Композиторов, чтобы их не проходили на Сольфеджио и Муз. Литературе. И не он один, такой радикал.

Последствия такого разбазаривания времени очевидны. Репертуар современных выпускников — это 1 — 2 серьезные вещи с которыми они готовятся к конкурсам. Во времена Артоболевской пианисты были готовы сыграть 5 — 10 сложных композиций.

Конечно, телевизоры, планшеты, компьютеры отнимают еще больше времени.


Раньше, в СССР после войны было множество немецких трофейных фортепиано отличного качества. На советских инструментах играть не так приятно, к тому же они расстраиваются в несколько раз чаще. В Сибирь к «бедняге» Д. Мацуеву «немец» не доехал. Денис Мацуев: «Не бывает плохих музыкальных инструментов, бывает плохое исполнение. Укротить слабый инструмент, заставить его звучать дорогого стоит. Я готовился к конкурсу Чайковского на пианино «Тюмень» (из выступления на телеканале «Культура»).

Еще несколько соображений касательно книги Артоболевской

В издание включены 5 национальных народных мелодий: Казачок, Ой ты дивчина (Украина); Ночь (Армения), Латышская Полька, Литовский наигрыш. Не смею судить о важности этих мелодий, но в СССР много союзных республик, а в издательстве сидит цензор. И очень правильно не забыть, и не обидеть «малые» братские народы. На мой взгляд на их месте должны были быть великие европейские учителя: Карл Черни, Роберт Шуман (он есть, но мало), Людвиг Шитте. Надо сказать, что эта ситуация исправлена в «Хрестоматии маленького пианиста»

Так же, включена Токкатина Т. Хренникова. Тихон Хренников — Председатель Правления Союза композиторов СССР в 1948—1991 гг. Опять-таки Токкатина прекрасна, спору нет. Но все же реверанс власти в то время был необходим.


Немного обидно, что в книге не упомянута Мария Юдина — второй консерваторский учитель Артоболевской. Первого — Пухальского упоминает, а Юдину нет. Юдина была выдающимся и совершенно свободным человеком. Она не боялась ни кого и ни чего, вероятно потому что была глубоко Верующей Православной Христианкой. Атеистической и лживой власти она не нравилась.

Любопытные факты

— «Дети назвали третий, самый длинный палец руки, «Богатырь Гвидон».» 🙂
— Метроном часто раздражает ученика. Если приделать к его маятнику веселую картинку (смешную рожицу или фигурку Буратино) дело пойдет.

Изменения

Живем мы на горах. Мелодия из музыкальной шкатулки
3 ноты: в 4, 8, 12 тактах ноты верхнего стана повышены на тон, чтобы больше походило на вальс Штрауса.
Казачок
6 такт. «Восьмые» ноты «Ре», «До», вместо «четвертой» «Соль». Так звучит, несколько, оживленнее.

Зачем я это сделал? Понятия не имею.

Книга Артоболевской «Первая встреча с Музыкой»: 7 комментариев

  1. Большое спасибо за очень нужную работу! А нельзя ли выложить и оригинальный вариант Артоболевской «Живем мы на горах»? И второе — у Вас на сайте «Живём мы на горах» играется достаточно живо (как и остальные пьески), хотя у Артоболевской указано «Не спеша». На что ориентироваться маленькому музыканту — на вариант ютуба или Ваш сайт?

  2. Учителя Артоболевской указаны неправильно. Вот как правильно:
    Полина Михайловна Яровая- (любимая ученица Пухальского),
    Владимир Вячеславович Пухальский, Мария Вениаминовна Юдина.
    Ни Рубинштейн, ни Левинсон, ни Блюменфельд не были ее учителями. Только последний имеет к А.Д. какое-то отношение, т.к. был директором Киевской консерватории в период не учебы там.
    В целом, значение первого сборника трудно переоценить, это указано правильно. Именно в нем она рассказала о своих приемах и наработках. Второй сборник менее интересен т.к. это обычная хрестоматия. Там, правда, представлены именно те пьесы, которые А.Д использовала на 2 — 3 годах обучения.
    Но решающее значение имеет , конечно, личность педагога.
    «Более сказки! Больше фантазии! — пишет она в «Первой встрече с музыкой». Ей самой ( и нам с вами!) с детства везло с педагогами. Она была очень своенравной в детстве, и вторая жена отца тетя Леля (Елена Севастьяновна) сумела найти ключики к детскому сердцу . Именно она приручила талантливого ребенка, она отвела Аню на курсы Евгения Рапгофа (опять-таки, ученика Пухальского) в Петербурге. После смерти отца в 1914 году Аню вернули маме в Киев, и там ей опять повезло — Полина Михайловна.
    Мало кому известно, что А.Д. была талантливым писателем, свидетелем и летописцем своей своей эпохи. Вот два ее высказывания, которые я слышал от нее: ‘ Дни Турбиных» написаны про такую семью, как наша.»
    Ещё:
    «Мои стихи начинаются.так:
    Разве может человек выдержать двадцатый век!?»
    Мне выпало счастье помогать ей в работе над второй книгой.
    .

    1. Здравствуйте! Огромное спасибо за комментарий!
      Очень приятно читать мнение неравнодушного человека пронизанное любовью к Анне Даниловне,
      ко всему еще и знавшего ее лично.
      В моем тексте указана «Педагогическая наследственность», перечислены Учителя Учителей А.Д.
      Я думаю, что Ваша правка — равноправная часть статьи и исправлять основной текст не буду.

  3. Здравствуйте! Спасибо за ваш труд в популяризации книги Анны Даниловны. Я преподаю скрипку, но нашла много нового и полезного для себя в ее методике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *