Книга №1 для начинающего пианиста —
Артоболевская «Первая встреча с Музыкой».
С этой книги мы начинаем оцифровку произведений для Музыкальных школ.
Статья посвящается Ольге Вадимовне Васильевой.
Лучшему учителю музыки Школы искусств №10 в Братеево.
30 Марта 2017 г. я закончил оцифровку нот из Сборника Артоболевской «Первая встреча с Музыкой» послушать и скачать ноты можно ► здесь ◄.
Посмотреть Видео-уроки ► YouTube
До сих пор ничего лучшего для детского музыкального образования в нашей стране не создано. Первое издание вышло в 1985 году, книга выдержала 6 переизданий. Артоболевской уже было 80 лет. В ответ на множество благодарных отзывов от читателей она решила подготовить еще одну книгу — «Хрестоматию маленького пианиста». И будучи тяжело больным человеком, с помощью своих учеников успела её издать. Обязательно постараюсь оцифровать эту книгу!
Т.е. работы Артоболевской являются плодом всей жизни и колоссального опыта преподавания в Центральной музыкальной школе (ЦМШ) при Московской консерватории и Музыкальной школе им. Гнесиных. Последовательность изучения произведений безукоризненно выверена и учитывает развитие маленьких пианистов. Артоболевская, скромно указывает, что ее репертуар не догма и каждый педагог должен самостоятельно подбирать для своих учеников пьесы. Но очень желательно учесть тот смысл уроков, который Вы найдете в главе «Краткие пояснения к пьесам и упражнениям».
Педагогическая наследственность Артоболевской превосходна:
Антон Рубинштейн ► Феликс Блуменфельд ► Фрида Давыдовна Тейтельбаум-Левинсон (детский период), Владимир Пухальский, Мария Вениаминовна Юдина (консерватория) ► Анна Даниловна Артоболевская.
В этой цепочке — Учитель ► Ученик мало известно, только о Ф. Д. Тейтельбаум-Левинсон. Остальные чрезвычайно известны. Юдина вошла в сборник «100 великих женщин», обязательно почитайте историю о Юдиной и Сталине ► здесь ◄. О Рубинштейне и Блуменфельде написано множество книг и воспоминаний.
Антон Рубинштейн
Феликс Блуменфельд
Владимир Пухальский
Мария Вениаминовна Юдина
Генрих Густавович Нейгауз
Анна Артоболевская
Лестные отзывы о работе Артоболевской с детьми оставили: Д.Д. Шостакович, Г.Г. Нейгауз (племянник Ф. Блуменфельда) учитель Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера.
Итак, можно сказать, что обучаясь по 2-ум Сборникам Артоболевской «Первая встреча с Музыкой» и «Хрестоматия маленького пианиста» можно забыть о существовании других Нотных сборников.
Основные положения этой замечательной книги:
- Учить музыке нужно с 4 — 5 лет
- Заниматься нужно ежедневно
- Сначала развитие слуха, потом постановка рук, затем ноты
- Начиная изучение пьесы нужно придумать для нее историю или стишок, нарисовать картинку
- Создание непринуждённой игровой атмосферы. Артистичное ведение урока, описание музыкальных образов, сочинение стихов «на лету». Вовлечение детей и родителей в процесс урока
- Дети гораздо успешнее двигаются вперед на трудном материале, если он их эмоционально затронул, чем с легким, но скучным для них
- Нет надобности доводить исполнение пьесы до совершенства в ущерб разучиванию нового материала. Мастерство придет со временем само
- Повторение пройденного обязательно
- Обязательны публичные выступления
Всего в Сборнике 46 произведений и это в первый же год обучения. Сравните — 9 учебных месяцев * на 4 недели = 36 вещей при условии одно произведение в неделю! Конечно, не всем ученикам подходят все пьесы. К примеру, «Ласковая просьба» Свиридова может показаться мальчишкам слишком скучной, и педагог разумеется не станет мучить ребенка и предложит более веселое произведение. Допустим, что половина произведений «не подошла», тогда остается выучить 23 пьесы за 36 недель! Все равно не реально.
В комментариях к упражнениям ясно сказано, что «Менуэт» Баха, «Первая утрата» Шумана, «Золотые Рыбки» Щедрина относятся именно к Первому году обучения!
Я не видел ни одного ребенка в нашей Школе искусств №10 способного освоить упомянутые произведения в 1-ом классе. Хотя среди них многие имеют родителей Музыкантов. А 2 мальчика играют, по моим скромным понятиям, просто великолепно.
Как же так почему?
Дальнейшее изложение — есть плод моих личных фантазий. Читать не обязательно 🙂
Артоболевская преподавала в ЦМШ — это элитное музыкальное заведение и учились там в основном продолжатели музыкальных династий и отпрыски Советской элиты, высоких чиновников, генералов… Артоболевская упоминает, что родители не всегда имели музыкальное образование, 3 летних месяца ученики не прикасались к инструменту. Я предполагаю, что она чуть лукавит. Родительский контингент может и не занимался с детьми, но няньки, домработницы, частные учителя, безусловно были. Снять на лето дачу с инструментом, так же не проблема.
Сольфеджио раньше преподавали, начиная с музыкального училища. ► здесь свидетельство ◄. Таким образом время, потраченное на уроке и выполнение домашних работ, переносилось на специальность (фортепиано). Был ли Хор в ЦМШ обязательным я не знаю, но то что на него не ходят многие способные ученики сейчас — это факт. Не тратят время на хор и родственники педагогов. Сольфеджио и Хор призваны в первую очередь развивать слух. А что сейчас? На Сольфеджио учат главным образом ненавидеть музыку, школу и в особенности Композиторов. Вместо прослушивания прекрасной музыки деток заставляют выполнять сложные письменные работы. Учебные пособия написаны таким чудовищным, казенным языком, что и взрослого человека бросает в дрожь. А ведь первоклашки не все умеют читать и писать!
Извините, но наболело! Лично я сторонник отмены ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ уроков Сольфеджио. Кто хочет, пожалуйста, пусть занимается. Известно, что лишь 5 — 10% выпускников музыкальных школ продолжают учебу в муз. училищах. Их и терзайте. А калечить психику остальным 90% вовсе не обязательно. Мой сын мечтает отправится в путешествие во времени и перебить всех Композиторов, чтобы их не проходили на Сольфеджио и Муз. Литературе. И не он один, такой радикал.
Последствия такого разбазаривания времени очевидны. Репертуар современных выпускников — это 1 — 2 серьезные вещи с которыми они готовятся к конкурсам. Во времена Артоболевской пианисты были готовы сыграть 5 — 10 сложных композиций.
Конечно, телевизоры, планшеты, компьютеры отнимают еще больше времени.
Раньше, в СССР после войны было множество немецких трофейных фортепиано отличного качества. На советских инструментах играть не так приятно, к тому же они расстраиваются в несколько раз чаще. В Сибирь к «бедняге» Д. Мацуеву «немец» не доехал. Денис Мацуев: «Не бывает плохих музыкальных инструментов, бывает плохое исполнение. Укротить слабый инструмент, заставить его звучать дорогого стоит. Я готовился к конкурсу Чайковского на пианино «Тюмень» (из выступления на телеканале «Культура»).
Еще несколько соображений касательно книги Артоболевской
В издание включены 5 национальных народных мелодий: Казачок, Ой ты дивчина (Украина); Ночь (Армения), Латышская Полька, Литовский наигрыш. Не смею судить о важности этих мелодий, но в СССР много союзных республик, а в издательстве сидит цензор. И очень правильно не забыть, и не обидеть «малые» братские народы. На мой взгляд на их месте должны были быть великие европейские учителя: Карл Черни, Роберт Шуман (он есть, но мало), Людвиг Шитте. Надо сказать, что эта ситуация исправлена в «Хрестоматии маленького пианиста»
Так же, включена Токкатина Т. Хренникова. Тихон Хренников — Председатель Правления Союза композиторов СССР в 1948—1991 гг. Опять-таки Токкатина прекрасна, спору нет. Но все же реверанс власти в то время был необходим.
Немного обидно, что в книге не упомянута Мария Юдина — второй консерваторский учитель Артоболевской. Первого — Пухальского упоминает, а Юдину нет. Юдина была выдающимся и совершенно свободным человеком. Она не боялась ни кого и ни чего, вероятно потому что была глубоко Верующей Православной Христианкой. Атеистической и лживой власти она не нравилась.
Любопытные факты
— «Дети назвали третий, самый длинный палец руки, «Богатырь Гвидон».» 🙂
— Метроном часто раздражает ученика. Если приделать к его маятнику веселую картинку (смешную рожицу или фигурку Буратино) дело пойдет.
Изменения
Живем мы на горах. Мелодия из музыкальной шкатулки
3 ноты: в 4, 8, 12 тактах ноты верхнего стана повышены на тон, чтобы больше походило на вальс Штрауса.
Казачок
6 такт. «Восьмые» ноты «Ре», «До», вместо «четвертой» «Соль». Так звучит, несколько, оживленнее.
Зачем я это сделал? Понятия не имею.
Spasibo ogromnoe, ochenj interesno bilo pochitatj!
Ochenj rad, chto Vam ponravilas statya
Большое спасибо за очень нужную работу! А нельзя ли выложить и оригинальный вариант Артоболевской «Живем мы на горах»? И второе — у Вас на сайте «Живём мы на горах» играется достаточно живо (как и остальные пьески), хотя у Артоболевской указано «Не спеша». На что ориентироваться маленькому музыканту — на вариант ютуба или Ваш сайт?
Спасибо за огромный труд!!!!
Учителя Артоболевской указаны неправильно. Вот как правильно:
Полина Михайловна Яровая- (любимая ученица Пухальского),
Владимир Вячеславович Пухальский, Мария Вениаминовна Юдина.
Ни Рубинштейн, ни Левинсон, ни Блюменфельд не были ее учителями. Только последний имеет к А.Д. какое-то отношение, т.к. был директором Киевской консерватории в период не учебы там.
В целом, значение первого сборника трудно переоценить, это указано правильно. Именно в нем она рассказала о своих приемах и наработках. Второй сборник менее интересен т.к. это обычная хрестоматия. Там, правда, представлены именно те пьесы, которые А.Д использовала на 2 — 3 годах обучения.
Но решающее значение имеет , конечно, личность педагога.
«Более сказки! Больше фантазии! — пишет она в «Первой встрече с музыкой». Ей самой ( и нам с вами!) с детства везло с педагогами. Она была очень своенравной в детстве, и вторая жена отца тетя Леля (Елена Севастьяновна) сумела найти ключики к детскому сердцу . Именно она приручила талантливого ребенка, она отвела Аню на курсы Евгения Рапгофа (опять-таки, ученика Пухальского) в Петербурге. После смерти отца в 1914 году Аню вернули маме в Киев, и там ей опять повезло — Полина Михайловна.
Мало кому известно, что А.Д. была талантливым писателем, свидетелем и летописцем своей своей эпохи. Вот два ее высказывания, которые я слышал от нее: ‘ Дни Турбиных» написаны про такую семью, как наша.»
Ещё:
«Мои стихи начинаются.так:
Разве может человек выдержать двадцатый век!?»
Мне выпало счастье помогать ей в работе над второй книгой.
.
Здравствуйте! Огромное спасибо за комментарий!
Очень приятно читать мнение неравнодушного человека пронизанное любовью к Анне Даниловне,
ко всему еще и знавшего ее лично.
В моем тексте указана «Педагогическая наследственность», перечислены Учителя Учителей А.Д.
Я думаю, что Ваша правка — равноправная часть статьи и исправлять основной текст не буду.
Здравствуйте! Спасибо за ваш труд в популяризации книги Анны Даниловны. Я преподаю скрипку, но нашла много нового и полезного для себя в ее методике.